Статьи и публикации

Стрессы и психологический дискомфорт в жизни современного человека

Современный ритм жизни настолько ускорился за#nbsp;последние 100 лет, что человеческий организм не#nbsp;в#nbsp;силах приспособиться к#nbsp;возникающим изменениям. Это вызывает психологический дискомфорт, стресс и#nbsp;дистресс.

Разберемся почему.
Более 50 000 лет#nbsp;— период существования человечества#nbsp;— это жизнь 800 поколений;
Из#nbsp;800 поколений#nbsp;— в#nbsp;пещерах жило не#nbsp;менее 650;
Для#nbsp;последних 70 поколений, благодаря ведению письменности стало возможным полнокровное общение поколений, передача знаний опыта;

6 последних поколений пользуются печатным словом;
4 поколения научились точно измерять время;
2 поколения пользуются электромотором;
1 поколение пользуется мобильным телефоном и#nbsp;современными благами;

Основным эволюционным изменением является количество информации передаваемой в#nbsp;социуме и#nbsp;ее#nbsp;анализ.
Мозг анализирует информацию постоянно: в#nbsp;транспорте, при просмотре телевизора, телефона, на#nbsp;работе в#nbsp;офисе, во#nbsp;время сна.
При анализе, гигантское количество вычислений происходит незаметно, среди них:
—#nbsp;неосознанные реакции;
—#nbsp;коллективное поведение;
—#nbsp;рефлексы;
—#nbsp;стереотипное поведение;

Примером изучения неосознанных реакций, являются труды профессора психологии Калифорнийского университета, выдающегося психолога#nbsp;ХХ века Пола Экмана.
Центральной находкой Пола Экмана стало открытие так называемых микровыражений#nbsp;— коротких непроизвольных выражений лица, появляющихся на#nbsp;лице человека не#nbsp;более чем на#nbsp;четверть секунды, при попытке солгать, которые мы#nbsp;не#nbsp;замечаем.
Полом Экманом создана система FACS, представляющую собой систему классификации выражений лица, позволяющего определить лжет человек или нет.
Пол Экман дает консультации по#nbsp;выражениям эмоций адвокатам, судьям полицейским, ФБР, ЦРУ, и#nbsp;организациям, участвовал консультантом при съемках сериалов «Обмани Меня» и#nbsp;«Головоломка».

Другим примером вычислений мозга является коллективное поведение, описанное в#nbsp;эксперименте польско-американского психолога Соломона Аша, автора многочисленных экспериментов по#nbsp;изучению изменения поведения или мнения человека под влиянием реального или воображаемого давления со#nbsp;стороны другого человека или группы людей.
Суть эксперимента заключается в#nbsp;том, что при коллективных опросах в#nbsp;нескольких раундах об#nbsp;определенных фактах, совместно с#nbsp;одним испытуемым участвуют подставные, дающие заведомо неверный ответ.
Если испытуемый отвечает правильно, не#nbsp;соглашаясь с#nbsp;мнением большинства, то#nbsp;он#nbsp;испытывает чрезвычайный дискомфорт, что в#nbsp;последствии заставляет его неосознанно подчиняться заведомо ошибочному представлению большинства и#nbsp;дать неверный ответ относительно общеизвестного факта.
Интересным эффектом работы мозга является когнитивная слепота (слепота невнимания, избирательное внимание или перцептивная слепота).

В#nbsp;1999 году на#nbsp;основе исследований когнитивного психолога Ульрика Найссера, Даниель Симонс и#nbsp;Кристофер Чаприс провели серию экспериментов, один из#nbsp;которых дал второе название этому психологическому явлению#nbsp;— «эффект невидимой гориллы». Суть заключалась в#nbsp;следующем: были представлены две команды игроков в#nbsp;черных и#nbsp;белых футболках, бросающих друг другу баскетбольный мяч; смотрящим#nbsp;же предлагалось считать количество сделанных бросков одной из#nbsp;команд. Где-то в#nbsp;середине эксперимента на#nbsp;поле появлялся человек в#nbsp;костюме гориллы. Он#nbsp;находился возле игроков и#nbsp;был в#nbsp;поле зрения участников эксперимента. После завершения опыта у#nbsp;респондентов спросили, заметили#nbsp;ли они что-то необычное во#nbsp;время эксперимента. И#nbsp;половина участников ответила что нет!
Из-за чрезмерной концентрации на#nbsp;подсчёте бросков они были неспособны увидеть человека в#nbsp;костюме гориллы, хоть и#nbsp;смотрели прямо на#nbsp;него.

Таким образом, когнитивная слепота#nbsp;— психологическая неспособность человека обращать внимание на#nbsp;какой-либо объект или события, не#nbsp;относящиеся к#nbsp;проблемам зрения. Человек не#nbsp;отдаёт себе отчёт в#nbsp;том, что некоторая часть объектов, на#nbsp;которые он#nbsp;смотрит, им#nbsp;не#nbsp;воспринимается.

Когнитивная слепота#nbsp;— это продукт социопсихологического развития человека, антропологическая особенность, формировавшаяся веками, необходимая для#nbsp;выживания в#nbsp;сложных условиях, ставшая одновременно уязвимостью для#nbsp;индивида и#nbsp;социальных групп в#nbsp;современных условиях.

Еще одним эффектом работы мозга, открытым Леоном Якобовиц Джеймсом в#nbsp;1962 году, является семантическое насыщение#nbsp;— психологическое явление при котором повторение слова или фразы вызывает временную потерю своего значения у#nbsp;слушателя, который начинает воспринимать речь как повторяющиеся бессмысленные звуки.

Грубо описать происходящий процесс можно таким образом: при повторных озвучиваниях слова, мозг выстраивает цепочку ассоциативных реакций, тормозящихся впоследствии из-за необходимости сохранить энергию. Таким образом снижается интенсивность деятельности мозга-выстраивания цепочек и#nbsp;слова утрачивают смысл.

Исследования и#nbsp;эксперименты психологов Пола Экмана, Соломона Аша, Ульрика Найссера, Даниеля Симонса и#nbsp;Кристофера Чаприса, Леона Джеймса наглядно демонстрируют эффекты скрытой работы мозга#nbsp;— неосознанных реакций, коллективного поведения и

—#nbsp;стереотипного поведения;, и#nbsp;это только малая их#nbsp;часть.

А#nbsp;теперь я#nbsp;хочу попросить читателя задуматься, насколько увеличился поток информации за#nbsp;последние 4 поколения в#nbsp;сравнении с#nbsp;последними 706.

Представьте какие во#nbsp;сколько: десятков, а#nbsp;может сотен, тысяч раз выросло количество потребляемой информации!

А#nbsp;теперь попробуйте представить что делает мозг? Мозг не#nbsp;только анализирует, но#nbsp;и#nbsp;защищает себя#nbsp;— устает и#nbsp;ленится и#nbsp;тем самым сохраняет энергию. Это одна из#nbsp;функций, помогающая нам обезопасить себя от#nbsp;перегрузок.

На#nbsp;фоне усталости и#nbsp;ленности возникают психологические эффекты семантического насыщения, когнитивной слепоты, поведение человека описанного в#nbsp;эксперименте Соломона Аша, да#nbsp;и#nbsp;исследования Пола Экмана говорят об#nbsp;утрате способности мозга обращать внимание на#nbsp;микровыражения лица.

И#nbsp;эффекты происходят на#nbsp;фоне продолжающегося увеличения давления информации на#nbsp;человека.

Это приводит к#nbsp;уязвимости в#nbsp;социальном мире: что-то упускаем из#nbsp;виду, упускаем возможности, перестаем понимать слова другого, старающегося нам что-то доказать. В#nbsp;результате, часто возникают конфликты, либо мы#nbsp;поддаемся неверному коллективному мнению и#nbsp;теряем способность распознавать ложь. Все перечисленное заставляет чувствовать себя дискомфортно, страдать, поддаваться стрессу, дистрессу, для#nbsp;кого-то переживания становятся настолько значимы, что могут возникнуть мысли о#nbsp;суициде.

Что со#nbsp;всем этим делать?

Научиться осознавать свое поведение, распознавать импульс к#nbsp;действиям и#nbsp;давать время на#nbsp;понимание возникающих эмоций. Иначе говоря, научиться сопоставлять свою реакцию с#nbsp;окружающей обстановкой.

Все перечисленные выше эксперименты психологов проводились с#nbsp;реакциями, которые индивидуум не#nbsp;способен распознать, это реакции находятся вне нашего осознания. Это неосознанные реакции.
Работать индивидууму самостоятельно с#nbsp;неосознанным поведением не#nbsp;стоит, в#nbsp;силу отсутствия такого навыка у#nbsp;человека.

Объяснить неосознанное поведение на#nbsp;основе теоретических знаний способен психолог. А#nbsp;исправить неосознанное поведение и#nbsp;научить человека осознавать поведение способен психотерапевт, обладающий как теоретическими знаниями, так и#nbsp;имеющий в#nbsp;своем распоряжении большой багаж практических навыков и#nbsp;умений.

В#nbsp;моих сессиях, возможность обратиться клиенту к#nbsp;своему неосознанному поведению#nbsp;— является ошеломляющим открытием, позволяющим ему на#nbsp;уровне эмоций, почувствовать, понять и#nbsp;осознать разницу в#nbsp;поведении, что и#nbsp;является результатом работы в#nbsp;психотерапии.
2024-01-17 17:48