Хохрин Григорий Валериевич
Статьи и публикации

Стрессы и психологический дискомфорт в жизни современного человека

Выступления
О роли психотерапии в жизни современного человека
Современный ритм жизни настолько ускорился за последние 100 лет, что человеческий организм не в силах приспособиться к возникающим изменениям. Это вызывает психологический дискомфорт, стресс и дистресс.

Разберемся почему.
Более 50 000 лет — период существования человечества — это жизнь 800 поколений;
Из 800 поколений — в пещерах жило не менее 650;
Для последних 70 поколений, благодаря ведению письменности стало возможным полнокровное общение поколений, передача знаний опыта;

6 последних поколений пользуются печатным словом;
4 поколения научились точно измерять время;
2 поколения пользуются электромотором;
1 поколение пользуется мобильным телефоном и современными благами;

Основным эволюционным изменением является количество информации передаваемой в социуме и ее анализ.
Мозг анализирует информацию постоянно: в транспорте, при просмотре телевизора, телефона, на работе в офисе, во время сна.
При анализе, гигантское количество вычислений происходит незаметно, среди них:
— неосознанные реакции;
— коллективное поведение;
— рефлексы;
— стереотипное поведение;

Примером изучения неосознанных реакций, являются труды профессора психологии Калифорнийского университета, выдающегося психолога ХХ века Пола Экмана.
Центральной находкой Пола Экмана стало открытие так называемых микровыражений — коротких непроизвольных выражений лица, появляющихся на лице человека не более чем на четверть секунды, при попытке солгать, которые мы не замечаем.
Полом Экманом создана система FACS, представляющую собой систему классификации выражений лица, позволяющего определить лжет человек или нет.
Пол Экман дает консультации по выражениям эмоций адвокатам, судьям полицейским, ФБР, ЦРУ, и организациям, участвовал консультантом при съемках сериалов «Обмани Меня» и «Головоломка».

Другим примером вычислений мозга является коллективное поведение, описанное в эксперименте польско-американского психолога Соломона Аша, автора многочисленных экспериментов по изучению изменения поведения или мнения человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей.
Суть эксперимента заключается в том, что при коллективных опросах в нескольких раундах об определенных фактах, совместно с одним испытуемым участвуют подставные, дающие заведомо неверный ответ.
Если испытуемый отвечает правильно, не соглашаясь с мнением большинства, то он испытывает чрезвычайный дискомфорт, что в последствии заставляет его неосознанно подчиняться заведомо ошибочному представлению большинства и дать неверный ответ относительно общеизвестного факта.
Интересным эффектом работы мозга является когнитивная слепота (слепота невнимания, избирательное внимание или перцептивная слепота).

В 1999 году на основе исследований когнитивного психолога Ульрика Найссера, Даниель Симонс и Кристофер Чаприс провели серию экспериментов, один из которых дал второе название этому психологическому явлению — «эффект невидимой гориллы». Суть заключалась в следующем: были представлены две команды игроков в черных и белых футболках, бросающих друг другу баскетбольный мяч; смотрящим же предлагалось считать количество сделанных бросков одной из команд. Где-то в середине эксперимента на поле появлялся человек в костюме гориллы. Он находился возле игроков и был в поле зрения участников эксперимента. После завершения опыта у респондентов спросили, заметили ли они что-то необычное во время эксперимента. И половина участников ответила что нет!
Из-за чрезмерной концентрации на подсчёте бросков они были неспособны увидеть человека в костюме гориллы, хоть и смотрели прямо на него.

Таким образом, когнитивная слепота — психологическая неспособность человека обращать внимание на какой-либо объект или события, не относящиеся к проблемам зрения. Человек не отдаёт себе отчёт в том, что некоторая часть объектов, на которые он смотрит, им не воспринимается.

Когнитивная слепота — это продукт социопсихологического развития человека, антропологическая особенность, формировавшаяся веками, необходимая для выживания в сложных условиях, ставшая одновременно уязвимостью для индивида и социальных групп в современных условиях.

Еще одним эффектом работы мозга, открытым Леоном Якобовиц Джеймсом в 1962 году, является семантическое насыщение — психологическое явление при котором повторение слова или фразы вызывает временную потерю своего значения у слушателя, который начинает воспринимать речь как повторяющиеся бессмысленные звуки.

Грубо описать происходящий процесс можно таким образом: при повторных озвучиваниях слова, мозг выстраивает цепочку ассоциативных реакций, тормозящихся впоследствии из-за необходимости сохранить энергию. Таким образом снижается интенсивность деятельности мозга-выстраивания цепочек и слова утрачивают смысл.

Исследования и эксперименты психологов Пола Экмана, Соломона Аша, Ульрика Найссера, Даниеля Симонса и Кристофера Чаприса, Леона Джеймса наглядно демонстрируют эффекты скрытой работы мозга — неосознанных реакций, коллективного поведения и

— стереотипного поведения;, и это только малая их часть.

А теперь я хочу попросить читателя задуматься, насколько увеличился поток информации за последние 4 поколения в сравнении с последними 706.

Представьте какие во сколько: десятков, а может сотен, тысяч раз выросло количество потребляемой информации!

А теперь попробуйте представить что делает мозг? Мозг не только анализирует, но и защищает себя — устает и ленится и тем самым сохраняет энергию. Это одна из функций, помогающая нам обезопасить себя от перегрузок.

На фоне усталости и ленности возникают психологические эффекты семантического насыщения, когнитивной слепоты, поведение человека описанного в эксперименте Соломона Аша, да и исследования Пола Экмана говорят об утрате способности мозга обращать внимание на микровыражения лица.

И эффекты происходят на фоне продолжающегося увеличения давления информации на человека.

Это приводит к уязвимости в социальном мире: что-то упускаем из виду, упускаем возможности, перестаем понимать слова другого, старающегося нам что-то доказать. В результате, часто возникают конфликты, либо мы поддаемся неверному коллективному мнению и теряем способность распознавать ложь. Все перечисленное заставляет чувствовать себя дискомфортно, страдать, поддаваться стрессу, дистрессу, для кого-то переживания становятся настолько значимы, что могут возникнуть мысли о суициде.

Что со всем этим делать?

Научиться осознавать свое поведение, распознавать импульс к действиям и давать время на понимание возникающих эмоций. Иначе говоря, научиться сопоставлять свою реакцию с окружающей обстановкой.

Все перечисленные выше эксперименты психологов проводились с реакциями, которые индивидуум не способен распознать, это реакции находятся вне нашего осознания. Это неосознанные реакции.
Работать индивидууму самостоятельно с неосознанным поведением не стоит, в силу отсутствия такого навыка у человека.

Объяснить неосознанное поведение на основе теоретических знаний способен психолог. А исправить неосознанное поведение и научить человека осознавать поведение способен психотерапевт, обладающий как теоретическими знаниями, так и имеющий в своем распоряжении большой багаж практических навыков и умений.

В моих сессиях, возможность обратиться клиенту к своему неосознанному поведению — является ошеломляющим открытием, позволяющим ему на уровне эмоций, почувствовать, понять и осознать разницу в поведении, что и является результатом работы в психотерапии.